Что надо знать родителям о слухе ребенка.
Слух играет важную роль в развитии вашего ребенка. Поэтому важно обнаружить нарушение слуха как можно раньше. Научные исследования утверждают, что при раннем слухопротезировании (до шести месяцев) обеспечиваются оптимальные условия для нормального развития ребенка. В этом случае речевое и интеллектуальное развитие малыша не будет отличаться от его сверстников.
Вот перечень некоторых общих этапов в развитии слуха ребенка, а именно:
0–3 месяца – младенец реагирует или просыпается на голосовые звуки;
3–6 месяцев – ребенок с удовольствием играет игрушками, издающими звуки, реагирует на зов по имени и сам произносит отдельные звуки;
6–12 месяцев – малыш начинает что-то говорить (лепетать) и понимает отдельные слова «мама», «дай». Реагирует на простые предложения;
12–18 месяцев – детский лепет постепенно превращается в слова. Ребенок оперирует 20 словами и понимает около 50 слов;
в 2 года – составляет короткие предложения, его словарный запас достигает 200–300 слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух, может показать знакомые рисунки, предметы;
в 3–4 года – четко произносит слова и звуки, значительно увеличен словарный запас, спрашивает, выражает свои пожелания и чувства.
Нарушения слуха обычно разделяют на шесть степеней, с помощью которых врач-аудиолог может дать характеристику нарушению слуха и речи.
Степень потери слуха в дБ и проблемы, связанные с общением:
минимальная (11 до 25 дБ) - небольшие речевые проблемы;
слабая (26 до 40) - тихая речь или речь на расстоянии воспринимается трудно;
средняя (41 - 55) - тихой речи не слышно, речь обычной громкости воспринимается тяжело;
умеренная (56 - 70) - тихая речь не слышна, речь обычной громкости воспринимается со значительными трудностями;
большая (71 - 90) - речь обычной громкости не слышна, любые голосовые звуки воспринимаются трудно;
тяжелая (90 дБ и выше) - громкая речь не слышна, громкие звуки воспринимаются трудно.
Врач-аудиолог должен уметь максимально использовать остатки слуха ребенка при слухопротезировании, в частности, воспользоваться новыми моделями цифровых многоканальных слуховых аппаратов с детскими методами настройки. А также новейшими технологиями для диагностики слуховой функции: сделать объективную диагностику слуха ребенка, подобрать и настроить слуховые аппараты, подходящие ребенку (наибольшую пользу ребенку дает бинауральное слухопротезирование – на оба уха). Другой врач - сурдопедагог должен провести занятия по слухоречевой реабилитации. Современные технологии могут обеспечить комфортную и эффективную компенсацию нарушений слуха.
Но забота и внимание родителей имеют значение для всех детей – независимо от состояния слуха.
Если у вас имеется подозрение, что у ребенка проблемы со слухом:
• Как и раньше, играйте с ребенком, разговаривайте и пойте ему песни. Ребенок с нарушением слуха нуждается в тесном контакте со своими родителями, чтобы развивать свои речевые навыки.
• Говорите выразительно, но не кричите. Если вы говорите очень громко, то ваш голос может быть обезображен. В этом случае ребенку тяжело вас понять.
• Смотрите на ребенка, когда вы обращаетесь с ним. Ваши губы, мимика и ваши движения, передают важную информацию. Перед тем как обратиться к ребенку, убедитесь, что комната освещена и ребенок видит ваше лицо, губы.
Посетите врача-аудиолога как можно скорее, чтобы провести точную объективную диагностику слуха своего ребенка. Убедитесь, что специалист имеет опыт в отрасли педиатрической аудиологии, а кабинет оборудован современным аудиологическим оборудованием.
Слухопротезируйте ребенка качественными слуховыми аппаратами, как можно раньше, в случае необходимости – на оба уха. Чем быстрее ребенок начнет пользоваться слуховыми аппаратами, тем больше шансов для хорошего речевого и интеллектуального развития. Цифровой многоканальный слуховой аппарат ребенку нужен для понимания всех деталей собственного голоса и окружающих его звуков.
Мы живем в динамическом мире. Каждый день человек находится в мире, звуковая интенсивность которого изменяется в широких пределах, – от тишины в спальной комнате до шума на производстве, автостраде. То есть, нагрузка на наш слуховой анализатор - уши огромна, и они соответственно реагирует. Многие люди обращаются к врачам с жалобами на ухудшение слуха. Но потеря слуха возникает не только из-за постоянного действия шума, это могут быть осложнения после вирусных заболеваний, применения антибиотиков, наследственные факторы или необратимые процессы старения, усугубленные сердечно-сосудистыми нарушениями, – все это также может привести к потери слуха. Статистика свидетельствует, что приблизительно 10 процентов соотечественников имеют какие-либо проблемы со слухом.
У вас возникает желание сделать громче телевизор, переспросить что-то у собеседника? Вы ощущаете, что все вокруг что-то бормочут себе под нос? Вам трудно общаться в просторных помещениях? Все это – признаки ухудшения слуха. Люди с пониженным слухом больше устают, нервничают из-за постоянного напряженного внимания, прислушиваются. Чаще всего снижение или потеря слуха связаны с поражением звукопринимающей части органа слуха человека. В этих случаях невозможно медикаментозное или оперативное лечение. Компенсировать дефект слуха можно только с помощью слуховых аппаратов. Если их не использовать, глухота будет прогрессировать.
Еще несколько лет назад врачи могли предложить только аналоговые или линейные слуховые аппараты. Они делали звуки слышными, но при этом иногда терялись высокочастотные звуки, что ухудшало разборчивость речи людей. Сегодня технологии в изготовлении слуховых аппаратов изменились: расширены их возможности при компенсации потери слуха. Аппараты стали программируемыми, нелинейными, многоканальными, автоматическими, они имеют цифровую настройку и цифровую обработку звуков.
Программируемый слуховой аппарат – это аппарат, запоминающий с помощью компьютера вашу аудиограмму (характеристику слуха) и работающий в соответствии с ней, то есть параметры, и характеристики этого аппарата приспособлены для компенсации потери слуха определенного человека. Полностью автоматический слуховой аппарат, несомненно, обеспечивает наилучшее восприятие звуков. Этот аппарат не нуждается в ручной регулировке громкости, поскольку постоянно адаптируется к соответствующим изменениям звукового и речевого окружения.